Зыгмантович С.В.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Достижение главной цели воспитания - формирования социально зрелой, активной личности - предусматривает её интеллектуальное и духовное развитие, которое в значительной степени должна обеспечить система вузовского образования.

Как отмечается в материалах ЮНЕСКО, образование призвано помочь человеку: научиться познавать, научиться делать, научиться совместной жизни, научиться, наконец, просто жить.

В последнее время эти установки находят свою конкретизацию в разработке компетентностного подхода к обучению и воспитанию выпускника высшей школы Исходя из мирового опыта, к ключевым компетенциям относят компетенции в сфере познавательной, общественной, трудовой, культурной деятельности и бытовой сфере.

Формирование этих компетенций должно осуществляться комплексно и реализовываться в вузе в ходе всего учебно-воспитательного процесса, в котором нельзя жестко закрепить конкретные дисциплины или виды деятельности "ответственными" за решение указанных задач. Вместе с тем очевидна особая роль в данном отношении разных групп дисциплин.

Прерогативой по преимуществу специальных дисциплин является задача "помочь научиться делать", формировать компетенции в сфере трудовой деятельности. При подготовке библиотечных кадров в Белорусском государственном университете культуры и искусств в учебном плане выделяется целый ряд общепрофессиональных, специальных и дисциплин специализаций. Изучение общепрофессиональных дисциплин обеспечивает, прежде всего, фундаментальную подготовку в основной и смежных отраслях, создает резерв знаний, который позволяет адаптироваться к меняющимся условиям. Развитие интеллекта, его социальной и практической направленности, абстрактно-логических качеств, рациональности и критичности мышления, овладение методологией познания в профессиональной сфере - таков далеко неполный перечень развивающего потенциала специальных дисциплин общенаучного цикла.

Специальные дисциплины направлены на формирование профессиональных умений и навыков по выполнению производственных функций библиотеки.

Профессионализацию обучения в вузе специалисты трактуют разнопланово. В научной литературе выделяются три трактовки профессиональной направленности специальных дисциплин: 1) профессиональная направленность обеспечивается только содержанием самой дисциплины; 2) учебный курс должен обеспечивать будущего специалиста знаниями, умениями и навыками на все случаи жизни; 3) профессиональную направленность необходимо трактовать как диалектическое единство содержания, форм и методов обучения, которые обеспечивают будущих специалистов не только необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и формируют профессиональное мышление.

Именно последний способ трактовки профессиональной направленности связан с вооружением студентов методологией профессиональной подготовки, формированием не только технологических, методических, психолого-педагогических основ деятельности, но и формированием способностей к саморазвитию, обеспечивает необходимый уровень активности, способность к переносу и творческому использованию полученных знаний в библиотечной практике.

Содержание специальных учебных дисциплин определяется современным уровнем развития специальных наук, опытом работы самих библиотек, особенностями технологических процессов библиотечной деятельности. Кроме предметных знаний, которые являются одновременно результатом и средством познания в области конкретной научной, учебной дисциплины, каждый специальный курс включает также и процесс получения знаний, т.е. историко-методологический раздел, который должен быть раскрыт в такой же степени, что и предметный, чтобы обеспечить целостное представление об истории и методологии библиотечной, библиографической деятельности, помочь в формировании представлений о различных явлениях профессиональной деятельности с системных позиций, служить основой для дальнейшего самообразования.

Несмотря на то, что содержание многих специальных библиотечно-библиографических дисциплин имеет практико-ориентированный характер, их преподавание строится не просто на воспроизведении производственных процессов, операций, но и носит активно развивающий характер. Именно специальные учебные дисциплины дают возможность системного, полного освоения всех библиотечных циклов, обоснование рациональности различных методических приемов, сравнительную характеристику используемых средств труда, ориентированность на нормативно-регламентирующие документы, знакомят с опытом библиотек зарубежных стран, дают возможность овладеть методикой и инструментарием оценки качества и эффективности профессиональной деятельности и т.д.

Содержательная трансформация учебного процесса, ориентированная на развитие студента, предусматривает не только знакомство, освоение содержания определенных учебных дисциплин, но и формирование таких качеств как: профессиональная ответственность, многовариантность мышления, способность к творческому решению задач, умение работать в коллективе, коммуникативные способности и навыки профессионального общения.

Активно-развивающий характер преподавания специальных дисциплин находит свое отражение и в используемых формах обучения. Все больше используются такие активные формы как ролевые и деловые игры, тренинги, решение производственных задач, диалогово-дискуссионные методы, обучение в парах, подготовка мероприятий для конкретных целевых групп пользователей, метод "кейсов", индивидуальные задания, ориентированные на стимулирование как интеллектуального, так и личностного становления студентов. Эти формы в большей степени основываются на использовании технологий развивающего обучения, направлены на формирование рефлексивного мышления, техники проблематизации и депроблематизации. Они предусматривают также развитие эмоциональной сферы будущих специалистов.

Увеличивается количество часов на самостоятельную работу студентов (СРС) - на сегодняшний день она составляет от 20 до 40% по отдельным дисциплинам, что также стимулирует индивидуальный поиск ими информации и получения новых знаний.

Планируется изменение системы контроля и оценки знаний и умений студентов, которая предусматривает разработку и внедрение тестовых заданий для промежуточного и итогового контроля, рейтинговой системы, позволяющей осуществлять постоянный контроль процесса усвоения содержания, а не только его результатов на зачетах и экзаменах. Эти формы контроля имеют и значительный воспитательный эффект, так как позволяют использовать метод состязательности, определения лучших, внедрять и одновременно оценивать выполнение заданий различной степени сложности, стимулировать дополнительно творческую, научную деятельность студентов, формировать лидеров библиотечного дела.

Кроме передачи знаний, овладения умениями и навыками профессиональной деятельности, ориентиром учебно-развиваючего характера преподавания специальных дисциплин является формирование профессионального мышления будущего библиотекаря, профессиональной направленности его личности, в структуре которого взаимодействуют интересы и склонности к будущей профессиональной деятельности как стартовая основа дальнейшего развития профессиональных способностей, положительные мотивы выбора и получения профессии и желание работать по специальности.

Вместе с тем несмотря на значительные попытки переориентации преподавания специальных дисциплин, противоречия, нерешенные задачи остаются. Среди них: формально студент признаётся субъектом образовательного процесса, в то же время сохраняется в основном прежняя логика обучения, рассчитанная на пассивного объекта, когда преподаватель остается основным источником и интерпретатором информации; противоречие между увеличением времени на СРС и загруженностью преподавателя, ненормированным количеством часов, которые выделяются в индивидуальном плане преподавателя для контроля за СРС; сохраняется директивная модель организации занятий и т.д.

На решение указанных противоречий и проблем должен быть направлен воспитательный потенциал учебного процесса в вузе и для повышения его эффективности было бы целесообразно выполнение следующих условий: любой учебной деятельности должна предшествовать осознанная постановка преподавателем воспитательной цели учебного курса в целом и всех форм занятий; смена с узкоролевого подхода преподавателя (как носителя и транслятора знаний) на системно-ролевой подход к воспитанию студентов, формированию профессионального мышления, когда преподаватель осознает и грамотно использует своё влияние на личность молодого человека; изучение, использование, ориентация на кодекс профессиональной этики при подготовке будущих библиотекарей, который позволит студентам осознать не только функциональную, но и нравственную составляющую профессиональной деятельности; изучение и проектирование с последующим использованием в учебно-воспитательной деятельности образцов и схем социально-профессиональной мобильности; развитие традиционных и разработка альтернативных форм обучения студентов по каждой дисциплине, переход от вербального обучения к альтернативному, инновационному - научиться самостоятельно учиться всю жизнь.

Переход на новую парадигму образования - личностно-ориентированную - требует не только активизации познавательной деятельности студентов, но и активизации воспитательного потенциала преподавания специальных дисциплин при подготовке специалистов библиотечной сферы.

Hosted by uCoz